Плетение венков и гирлянд, вождение хороводов
издревле вошли в жизнь славян как неотъемлемая часть весенне-летних обрядов.
Скорее всего, можно сказать, что эта традиция - одна из самых древних среди
всех остальных народных обрядов. Она связана с культом богини-матери, матери-земли,
который бытовал среди наших предков задолго до появления языческого пантеона
таких богов, как Даждь-бог, Перун, Beлее. Почти все народы
проходили стадию матриархата - когда люди жили небольшими оседлыми группами.
Роль женщины, от которой зависела численность племени, а следовательно, и его
благополучие, была чрезвычайно важна. Зачастую племенами правили не мужчины, а
мудрые матери-прародительницы клана. Они устанавливали обряды, связанные с
богиней-матерью, приносили ей жертвы, предсказывали будущее. Лишь значительно
позже, когда племена выросли, когда появились зачатки государственной системы,
главой рода стал мужчина, с которым и пришли его, мужские, божества. Однако
культ матери-земли сохранялся и на протяжении всей языческой истории славян, и
в эпоху христианства, когда часть свойств богини-матери перешли к Деве Марии.
Именно потому, что на Руси культ матери-земли был столь силен и популярен,
Богоматерь и обрела такое влияние у русских. Венок, гирлянда, хоровод - это
разные проявления одного и того же образа. Во-первых, это слияние образа
совершенства (круга) и единства (кольца), во-вторых, все это связано с Богиней,
женским началом, плодонбшением земли и размножением людей. И в наши дни девушки
плетут венки, украшают ими свои головы, водят хороводы. Зачастую они и не
догадываются, сколь древней является эта традиция. Венки плетут летом на два
праздника - на Троицу и на Ивана Купалу. Троицкие венки плетутся для того,
чтобы обратить к себе милость великой богини или испросить милости для своих близких.
Девушки ходили плести венки небольшими компаниями, в которые не допускались
мужчины. Считается, что мужчина, случайно увидевший венок, может сглазить и
венок, и девушку, которая его сплела. Поэтому венки плетутся в укромных местах,
где никто не может увидеть их. Плели их разными способами, завивая ветки
березы, как цветы для венка, украшали лентами, выплетали косички. Многие
способы известны и до сих пор каждой девушке и женщине. Заплетают венки в семик
- четверг перед Троицей, а на Троицу девушки отправляются в лес смотреть, что
произошло с венком - сохранился он или развился. Бытовало поверье, что если
венок завянет, то беды и смерть ждут девушку, заплетшую этот венок, или того ее
близкого, на кого этот венок был сплетен. Однако во многих областях завядший
венок, наоборот, означал самую большую радость в жизни женщины- счастливое
замужество и много здоровых, красивых детей. Если венок не засыхал, то желание,
загаданное ею при плетении венка, обязательно должно было сбыться. Девушки
надевают венки на голову и начинают водить хороводы, напевая обрядовые песни.
Потом с помощью венков девушки гадали, какая судьба их ждет. Для этого они
кидали венки в реку. Руками в воду венок кидают довольно редко, обычно же
девушка близко подходит к воде, низко нагибается над ней, чтобы венок сам упал
с головы. Иногда для пущей верности гадания девушки для этого становились к
реке спиной и выгибались назад. Также известно, что в некоторых областях венки
сначала кладут в воду, умывают лицо водой, зачерпнутой из них, и лишь затем
кидают на середину реки. По тому, как плыли венки, в какую сторону, с какой
скоростью, кружились на месте или нет, девушки гадали, что их ждет. Иногда,
чтобы помочь им разобраться, что значит то или иное поведение венка, с ними на
реку отправлялась умудренная годами пожилая женщина. Множество трактовок бытует
среди крестьян, живущих в разных областях. Однако есть и какие-то общие черты.
Например, потонувший венок сулил девушке смерть или измену любимого, от того, в
какую сторону венок плыл, зависело, куда она выйдет замуж. Обряд завивания
венков был связан с обрядом кумления - девушки пели ритуальные песни, обещая
быть друг другу навсегда родственницей и подругой.
Покумимся, кума, покумимся,
Чтобы нам с тобой не браниться,
Вечно дружиться.
В общем можно сказать, что подобные летние обрядовые
действия распространены у всех славянских народов, но только у русских они
сложились в троицкий обрядовый комплекс. Он состоит из шести наиболее важных
элементов:
1. Украшение домов, улиц зеленью, гирляндами,
березами.
2. Завивание березок и плетение венков.
3. Кумление под березками.
4. Украшение березовых веток, с которыми затем
гуляют, топят в воде или оставляют на поле.
5. Бросание венков в воду, гадание по ним.
6. Обрядовая трапеза у девушек.
Другим праздником, на который девушки плели венки,
был день Ивана Купалы. Этот день широко известен своими мистическими свойствами
- лучший день для сбора трав и вообще для всякой ворожбы. Праздник связан с
языческим божеством Макошью-Купалой. Причем надо отметить, что Макошь являлась
олицетворением богини-земли. Богиня-земля была тесно связана с культом коня как
доброго и продуктивного начала, символа благополучия и размножения. Вспомним
здесь, что гирлянда в древней индийской традиции соотносилась с конем. Поэтому
мотив плетения венков становится понятнее. Народная традиция объединяет
языческие летние празднества русалий с христианским праздником - Троицыным
днем. Как у нас в году три праздника: Первой праздник - Семик честной, Другой
праздник - Троицын день, А третий праздник - Купальница. Эти праздники
объединены культом воды, растительности и плодовитости. Девушки водили хороводы
вокруг березок, пели песни о яровой пшенице, об урожае, о девице и молодце,
обращались к русалкам, благодарили природу за благосклонность, с которой она
пестует людей. Праздник Ивана Купалы, по мнению ученых, по обрядности и
эмоциональному подъему во многом схож с древнегреческими таинствами во славу
доброй богини. Многое в этом празднике и от вакханалий, когда люди радовались
плодородию земли, плодовитости людей и животных. Часто празднества на Купалу
носили весьма разгульный и фривольный характер.